Психологический портрет личности. Пример. | Бизнес-тренер Костюхина Ольга
Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.
Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.
Также, чтобы составить психологический портрет личности можно использовать более упрощенные методики, например, тест типологии личности DISC или соционику. Данные тесты можно заполнить онлайн и получить сразу ответ — какому типу личности вы соответствуете. Это быстро, легко, но не всегда точно и критериев оценки не так много.
Можно составить психологический портрет личности и по странице в соцсетях. Проанализировав фотографии, интересы, посты человека. Специалисты могут это сделать с высокой точностью. При условии, если сам оцениваемый не создает себе псевдоимидж, выкладывая социальноприемлемую, социальноодобряемую информацию о себе. Пример такой оценки страницы в контакте смотрите в моем интервью 1 каналу.
Преимущества высоковалидных методик — это конечно, достоверность данных. Главный же отрицательный момент — это сложность обработки ответов. ( См. в конце статьи пример Пятифакторного опросника личности.)
Поэтому такие приемы оценки используют в клинических целях, либо для обоснования научных работ, либо для получения высокоточных результатов, при приеме на работу в некоторых подразделениях. Обработкой результатов занимается профессионал, как правило, hr или психолог.
Если вы хотите протестировать себя или своих знакомых самостоятельно, то лучше пользоваться более простыми методиками, о которых я уже сказала (DISC, соционика).
Пример оценки личности
Данный портрет личности реального человека, используемые методики — Кеттелл 16ф, Кеттелл опросник интеллекта, опросник Мехрабиана, опросник Айзенка, Пятифакторный опросник.
Психологически портрет личности: Сергиенко Альбина
Краткие сведения об испытуемом: ж пол, возраст, образование — студент
Черты характера: По результатам опросника черт характера взрослого человека у испытуемого выявлены такие черты, как: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.
Согласно опроснику Айзенка, относится к типу — сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания.
Интеллектуальная сфера
: По результатам опросника интеллекта Кетела интеллектуальные способности значительно выше среднего. Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудициейСогласно опроснику Мехрабиана выражена мотивация на достижение успеха.
В тоже время, открытость по отношению к опыту — ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый тип.
Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.
Эмоционально-волевая сфера:
Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным. довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый. Довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный. По данным опросника Кеттела, также присутствует подозрительность, ревнивость, “защита” и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен.
Коммуникативная сфера:
Довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен. Иногда неуступчив и подозрителен. На него не всегда можно положиться. Склонен к лидерству. Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум.
В результате,
можно говорить о том, что у испытуемого в целом все показатели находятся в приемлемых границах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречия, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они не могут проявится в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.
Пример Пятифакторного опросника личности:
Инструкция: Внимательно прочитайте инструкцию, прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое и обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете ответ в нужной клетке.
Обведите «ПНС» — если Вы не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).
Обведите «НС» — если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).
Обведите «Б» — если Вы безразличны
Обведите «С» — если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).
Обведите «ПС» — если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).
1 | Я не тревожный человек. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
2 | Мне нравиться, когда вокруг меня много людей. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
3 | Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
4 | Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
5 | Я содержу свои вещи в чистоте и порядке. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
6 | Я часто чувствую, что я хуже других. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
7 | Мне легко рассмеяться. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
8 | Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
9 | Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
10 | Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
11 | Я иногда чувствую, что «разваливаюсь» на части, когда бываю в сильном напряжении. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
12 | Я не считаю себя очень радостным человеком. | ПНС | НС | Б | С | |
13 | Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
14 | Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
15 | Я не являюсь дисциплинированным человеком. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
16 | Я редко чувствую себя несчастным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
17 | Я действительно очень люблю разговаривать с людьми. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
18 | Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
19 | Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
20 | Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
21 | Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
22 | Мне нравится быть там, где что-то происходит. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
23 | Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
24 | В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
25 | Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
26 | Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
27 | Я обычно предпочитаю работать один. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
28 | Я очень люблю пробовать необычные блюда. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
29 | Я думаю, что большинство людей будут использовать человека, если им это выгодно. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
30 | Я теряю много времени перед трем, как приняться за работу. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
31 | Я редко испытываю страх или тревогу. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
32 | Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
33 | Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает окружающая обстановка. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
34 | Большинство моих знакомых любит меня. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
35 | Я много работаю, чтобы достичь своих целей. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
36 | Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
37 | Я веселый, живой человек. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
38 | Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
39 | Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
40 | Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
41 | Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
42 | Я не являюсь жизнерадостным оптимистом. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
43 | Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
44 | В своих взглядах я практичен и холоден. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
45 | Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
46 | Я редко бываю грустным и подавленным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
47 | У моей жизни быстрый темп. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
48 | У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
49 | Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
50 | Я работоспособный человек, который всегда справляется с работой. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
51 | Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
52 | Я очень активный человек. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
53 | Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
54 | Если мне не нравятся люди, я даю им это понять. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
55 | Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
56 | Мне часто бывало стыдно. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
57 | Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
58 | Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
59 | Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
60 | Я стремлюсь к совершенству во всем, что делаю. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
Интерпретация шкал пятифакторного личностного опросника.
(три градации от низкой выраженности свойств к высокой)
Нейротизм
- Эмоциональная стабильность — выше среднего: довольно спокойный, сосредоточенный, уравновешенный и невозмутимый.
- Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным.
- Эмоциональная нестабильность: весьма тревожный, подавленный, раздражительный, плохой контроль над эмоциональными реакциями, беспокойный и легко возбудимый.
Экстраверсия
- В большей степени интроверт, чем экстраверт: довольно замкнут, склонен к уединению, чаще всего рассудителен и осторожен.
- Тенденции экстраверсии и интроверсии уравновешенны: умеренная общительность, иногда склонен к уединению, может быть несколько замкнут, активность и словоохотливость сочетается с рассудительностью и осторожностью.
- В большей степени экстраверт, чем интроверт: довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен.
Открытость
- Открытость по отношению к опыту — ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый, ограниченный и незрелый.
- Средняя выраженность открытости по отношению к опыту: наряду с тенденциями к высокой восприимчивости и интеллектуальности может проявлять некоторую приземленность, ограниченность и незрелость.
- Открытость по отношению к опыту — выше среднего: довольно хорошее воображение, достаточно высокая восприимчивость, интеллектуальность.
Дружелюбие
- Выраженность дружелюбия — ниже среднего: довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый.
- Средняя выраженность дружелюбия: иногда добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный, но может быть раздражительным, несколько безжалостным, подозрительным и неуступчивым.
- Выраженность дружелюбия — выше среднего: довольно добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный.
Добросовестность
- Скорее недобросовестный, чем добросовестный: довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный.
- Средняя выраженность добросовестности: не всегда достаточно старательный, основательный и организованный, может быть недисциплинированным и несколько безалаберным.
- Выражена добросовестность: довольно старательный, основательный, ответственный, организованный, дисциплинированный, тщательный.
Ключи к NEO—FFI (60 вопр.)
- Нейротизм (Neuroticism) 1(-) 6 11 16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56
- Экстраверсия (Extraversion) 2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)
- Открытость опыту (Openness) 3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58
- Склонность к согласию (Agreeableness) 4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49(-) 54(-) 59(-)
- Добросовестность (Conscientiousness) 5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60
Вопросы, помеченные значком (-), являются инверстными. Обсчет идет согласно предложенной таблице:
ПНС | НС | Б | С | ПС | |
+ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
— | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
НЕЙРОТИЗМ 19+\-7
ЭКСТРАВЕРСИЯ 32+\-7
ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ 30+\-6
СКЛОННОСТЬ К СОГЛАСИЮ 30+\-6
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ 32+\-8
Как вы видите, обработать результаты данного теста вручную непросто (и это один из самых простых тестов). Именно поэтому, чтобы составить высокодостоверный портрет личности, обращаются к профессионалу. А для самодиагностики обычно используют более простые и доступные методики.
Прикрепленные материалы
treningi-ok.ru
Психологический портрет личности образец
Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела. Психологический портрет личности образец анализа характера человека.
Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.
Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест «дирижирования». Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.
Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.
Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, — лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.
Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен — предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.
В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен — скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.
Характер близок к сангвиническому. Словом идеальный образец для составления психологического портрета личности.
Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.
Ниже представлен психологический портрет личности пример написания.
1. Положительные тенденции в психологическом портрете личности
Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.
По словам коллег: Александр — не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.
Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.
Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.
В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.
2. Отрицательные тенденции в психологическом портрете личности
На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.
К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.
Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции — он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.
Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.
Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.
Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.
Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.
Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.
3. Способы коррекции нежелательных черт личности в психологическом портрете
Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.
Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.
Из описания образца психологического портрета личности видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.
Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.
Похожие материалы
alfa2omega.ru
темперамент, характер, способности. Зачем нужен психологический портрет личности :: BusinessMan.ru
Каждый человек обладает навыком адаптации к сложившейся ситуации, но все делают это по-своему. Существует множество вариантов поведения. Психологический портрет личности – образец того, как с помощью описания черт характера человека можно предугадать его действия и реакции. Это чрезвычайно полезно при приеме на работу, поступлении в учебные заведения и прочее.
Психологический портрет личности – пример качественной текстовой интерпретации характеристики человека. Его составление — одна из самых сложных и важных задач современной психологии.
Составление психологического портрета – зачем это нужно?
Психологический портрет ребенка помогает воспитателю и учителю найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Выявление характерных черт каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.
Психологический портрет человека нередко составляется и при приеме на работу. С его помощью менеджеры лучше сумеют организовать деятельность персонала в компании, повысить работоспособность и успешность каждого члена коллектива.
Психологические портреты преступников отличаются от характеристик законопослушных граждан, так как им присущи эмоционально-волевые деформации, преступные мотивы и негативные социальные интересы. Проблема личности мошенников и убийц – центральная для криминалистики и других наук, которые связаны с преступностью. Психологические портреты преступников помогают следователю понять мотивы совершенного противоправного деяния.
Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – это индивидуальность. Кратко рассмотрим основные компоненты, из которых состоит психологический портрет личности.
Темперамент
Наблюдая за людьми в различных ситуациях, всегда можно заметить различия в их поведении и образе жизни. Это обуславливается темпераментом человека, находящегося под наблюдением. Так, темперамент – это один из главных факторов, на которых строится психологический портрет.
Современная психология под «темпераментом» понимает особенности нервной системы и психики индивида. Это не только ритм, темп и интенсивность протекания психологического процесса, но и его содержание. Темперамент – это биологический фундамент личности. Эти характеристики передаются по наследству, из-за чего плохо поддаются изменению. Психологический портрет личности должен отражать основные особенности темперамента человека: стиль его поведения, способы, помогающие ему организовать свою деятельность, и прочее.
Опираясь на определенные психологические принципы, можно найти свой подход к носителю каждого из четырех типов темперамента.
Сангвиник
Девиз: доверяй, но проверяй!
Плюсы данного типа темперамента – это жизнерадостность, общительность, увлеченность и отзывчивость, а минусы – разбросанность, сверхобщительность, легкомысленность, склонность к зазнайству, поверхностность и ненадежность. Психологический портрет человека с пометкой «сангвиник» следующий: индивид всегда рад пообещать что-то, чтобы не обидеть просителя, однако далеко не всегда держит слово, поэтому следует проконтролировать, выполнил ли он обещанное.
Холерик
Девиз: ни минуты покоя!
Принцип общения с холериком опирается на использование его плюсов: увлеченность, подвижность, энергичность, страстность и целеустремленность. В то же время он нейтрализует минусы этого типа темперамента: агрессивность, нетерпимость, невыдержанность, конфликтность. Психологический портрет с характеристикой «холерик» должен навести на мысль о том, что человек всегда должен быть занят каким-либо делом. В противном случае он направит всю свою энергию и активность на коллектив и может разложить его изнутри.
Флегматик
Девиз: Не торопи!
Среди сильных сторон флегматика значатся постоянство, терпеливость, активность, устойчивость, надежность и самообладание. Минусы – это безразличие, сухость, медлительность и «толстокожесть». Психологический портрет человека с пометкой «флегматик» означает, что он не может работать, если время в дефиците, так как ему нужен свой индивидуальный темп: не нужно его подгонять, он сам составит график работы и сделает все вовремя.
Меланхолик
Девиз: не навреди!
Психологический портрет с пометкой «меланхолик» таков: сильные стороны личности – это мягкость, способность к сочувствию, человечность, высокая чувствительность и доброжелательность. Минусы этого типа темперамента – это мнительность, застенчивость, низкая работоспособность, замкнутость, мечтательность и ранимость. Никогда не кричите на меланхолика, не давите на него, не давайте жесткие и резкие указания, так как этот человек крайне чувствителен к интонациям и слишком раним.
Очень сложно найти индивида, который полностью бы отвечал определенному темпераменту, обычно наблюдается доминанта одного из них.
Интеллектуальность
Интеллектом называется система психических процессов, которая обеспечивает реализацию способности личности к оцениванию сложившейся ситуации, принятии решений и регулированию своего поведения в соответствии с этим. Как правило, интеллект важен, если ситуация нестандартная – как символ обучения индивида всему новому.
Жан Пиаже – психолог из Франции – одной из самых важных функций интеллекта назвал взаимодействие с окружающим миром через адаптацию к нему. Или, иначе говоря, умение ориентироваться в условиях и целесообразно строить свое поведение.
Ядром интеллекта является способность человека к выделению в ситуации основных свойств и построению своего поведения в соответствии с ними. Советский психолог С. Л. Рубинштейн в своих работах рассматривал эту категорию в качестве типа поведения личности – «умное поведение».
Характер
Характер является совокупностью индивидуальных особенностей человека, которые складываются и проявляются в общении и деятельности. Психологический портрет личности – образец того, как выявленные черты характера помогают обусловить типичные для нее способы поведения.
Чертами характера называют устойчивые свойства и качества поведения человека, ставшие свойствами самой личности. Психологический портрет – пример отображения наиболее типичных и существенных особенностей человеческого характера.
Структура его насчитывает 4 группы черт, которые выражают отношение личности к различным сторонам деятельности: к самому себе, к труду, к обществу и коллективу, а также к вещам.
Умение общаться
Общение является чрезвычайно деликатным и тонким процессом взаимодействия между людьми. Именно в нем наиболее многогранно раскрываются индивидуальные особенности каждого участника процесса, поэтому эта характеристика крайне важна для такой интерпретации личности, как психологический портрет.
Образец наиболее очевидной функции общения – это передача информации: каких-либо сведений, содержания и смысла. Эту сторону общения называют смысловой, или семантической. Передача имеет влияние на поведение человека, его поступки и действия, а также на организованность и состояние его внутреннего мира.
В целом выделяют информационную, управляющую, познавательную функции общения, кроме того, имеется функция обмена психическими состояниями и эмоциями.
Эмоциональность
Со времен древнегреческого мыслителя Платона вся психическая жизнь личности разделяется на три относительно самостоятельные единицы: ум, воля и эмоции.
Если воля и ум подчинены человеку хоть в какой-то мере, то эмоции всегда возникают независимо от нашего желания. Это отражение личной значимости и оценки ситуаций для процесса жизнедеятельности человека в виде чувств и переживаний. В этом и проявляется субъективность и непроизвольность эмоций. Умение управлять эмоциями необходимо в первую очередь для здоровья и честолюбия.
Что значит уметь управлять эмоциями? Чаще всего под этим высказыванием подразумевается их сокрытие. Больно, но этого не покажем, стыдно, но делаем вид, что безразлично, обидно, но внешне продемонстрируем только раздражение и гнев. Но от того, что человек не показывает свои эмоции, они не становятся слабее, скорее наоборот, или принимают форму защиты – агрессию.
Способности
Психологический портрет личности – пример описания внутреннего склада человека, куда входит такая характеристика, как способности.
В психологии способности рассматриваются как особое свойство психологической системы, которое выражается в определенном уровне ее продуктивности. Точность, устойчивость и скорость функционирования – количественные параметры продуктивности способностей. Они измеряются путем решения задач определенной степени сложности, решения конфликтов и т. д.
Степень разрешимости противоречий между отношениями личности и свойствами индивида – это уровень способностей. Наиболее удачный вариант – когда есть склонность к определенной сфере деятельности вкупе с интересом к этому делу.
Способности подразделяются на специальные и общие. Общие могут предопределить склонность к довольно обширной сфере деятельности. Их формируют развитие интеллекта и особенностей личности. Специальная выступает в качестве социально-психологической основы развития тяги к определенной сфере деятельности: исследовательской, музыкальной, преподавательской, творческой и прочее.
Самооценка
В самооценке выражается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выработалось у человека на основе самопознания. Психологический портрет – пример того, как самооценка личности влияет на все сферы жизни, ведь она предполагает оценивание собственных способностей, поступков, целей, качеств и возможностей, а также своего места в обществе. Бывает завышенной, заниженной и адекватной.
Направленность
Мотивация деятельности и поведения, удовлетворение потребностей – все это лежит в основе направленности личности (на задачу, на себя или на общение).
Кого-то может устроить лишь обеспечение безопасности и удовлетворение физиологических потребностей. А другим, помимо этого, не менее важно удовлетворить социальные нужды, потребность в самовыражении, а также реализовать свои творческие способности. Основной задачей менеджера и психолога является выявление потребностей, убеждений и интересов каждой личности и определении направленности ее мотивов.
businessman.ru
Психологический портрет собственной личности — Курсовая работа
Министерство Здравоохранения и Соц. развития
ГОУ ВПО НижГМА
Кафедра психиатрии и медицинской психологии
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Психологический портрет собственной личности.
Выполнил: студентка гр. 213
Чиркова Л.В.
Проверила: Вилков А.С.
Н. Новгород, 2009 год
Введение
В личности каждого человека главенствует ее социально обусловленная сторона — направленность. Но в то же время, обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте.
Даже в самом узком коллективе учащихся-одноклассников, даже среди братьев и сестер, получавших на протяжении ряда лет одинаковое воспитательное воздействие и имеющих близкие, а иногда и тождественные идеалы и убеждения, сходные мировоззрение и моральные качества, всегда будут значительные различия в поведении каждого, в том, как они реагируют на возникающие жизненные ситуации. Эти различия во многом объясняются индивидуальными особенностями их темпераментов.
Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Признаки индивида:
- Целостность субъекта.
- Наличие особенных свойств, отличающих индивида от других представителей этого вида. Каждый человек уже рождается индивидом. В процессе жизни особенные свойства его становятся фенотипом.
Индивиды различаются морфофизиологическими особенностями, темпераментом и характером.
Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
Комплексные индивидуальные характеристики человека:
Темперамент – это базовое природное свойство нервной системы и психики, проявляющееся в поведении и эмоциональном реагировании. Т.е. это динамическая характеристика психической деятельности человека.
Темперамент соотносится с генотипом человека.
Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер соотносится с фенотипом.
Тест Айзенка
Предназначен для диагностики экстра — интроверсии и нейротизма, включает также вопросы, составляющих «шкалу лжи»
Согласно проведённому тесту, получил следующие результаты:Шкала экстра — интраверсии: потенциальный экстраверт;
Шкала нейротизма: нормостеник;
Шкала лжи: ответы достоверны.
ЯХолерик
Преобладает сильный, неустойчивый тип нервной системы. Холерики отличаются быстротой движений, энергичной походкой, бурной жестикуляцией во время разговора, громким голосом.
Они проглатывают окончания слов т.к. часто спешат.
Им свойственна повышенная эмоциональность, при этом эмоциональные переживания бушуют на поверхности, а на глубокие чувства большинство способны мало. Этих людей легко вывести из себя, сгоряча они могут наговорить много обидных слов собеседнику. Они очень быстро остывают, ведут себя, как ни в чем не бывало. Им трудно сопереживать ближнему. Из-за беспрерывных конфликтов они часто меняют место работы, то и дело женятся и разводятся, а если остаются в браке продолжительное время, то обычно флиртуют, заводят интрижки, постоянно в кого-то влюбляются. Они быстро загораются новыми идеями, но остывают, как только сталкиваются с трудностями. У них склонность к перепадам настроения.
Пути коррекции:недопускать зазнайства, поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.
Тест Карла Леонгарда
Тест предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные.
Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы «акцентуированными».
Термин «акцентуация» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:
- акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый)
- акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный)
Получил следующиеРезультаты:
При оценке полученных результатов, оказалось, что я – гармоничный человек. Скрытый тип личности –гипертимный. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимика, пантомимика, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и другим радостям жизни.
Это люди с повышенной самооценкой, весёлые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражимости, прожектерству. Испытывают недостаточно серьёзное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жёсткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Также я набрал высокий показательдемонстративности.Демонстративный тип личности характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазёрству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позёрству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чём он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжёт с невинным лицом, поскольку то, о чём он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознаёт свою ложь или же осознаёт очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
Методика многофункционального
исследования личности по Р. Кетеллу
ЦЕЛЬ: Тест предназначен для измерения факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами.
Результаты:
Интеллектуальные особенности: B, M, Q1;
Эмоционально-волевые особенности: C, G, I, O, Q3, Q4;
Коммуникативные свойства: A, H, F, E, N, L, Q2.
Согласно методике многофункционального исследования личности по Кетеллу, я получил следующие результаты:
В (высокий интеллект) –Более умный, абстрактно мыслящий, яркий (более высокая схоластическая умственная способность). Собранный, сообразительный, проницательный. Быстро схватывает идеи, быстро обучается, умён. Существует некоторая корреляция с уровнем культуры, эрудицией и таких черт как, живость, подвижность.
F (высокая оценка) –беззаботный, импульсивный, жизнерадостный, весёлый, энтузиаст, беспечный, небрежный, восторженный. Бодрый, активный, подвижный, проворный, разговорчивый, искренний, откровенный, экспрессивный, возбуждённый, беззаботный. Оптимист. Его часто выбирают лидером.
М (низкая оценка) –практичный, добросовестный, надёжный, честный, прозаичен, избегает всего необычного, ориентируется на внешнюю реальность, следует общепринятым нормам, тревожится о том, чтобы всё делать правильно. Внимателен к фактическим внешним вещам, ориентируется на более вероятное. Внимателен к деталям, не даёт воли своим эмоциям в неожиданных ситуациях, но иногда ему не хватает воображения. Ему свойственна некоторая ограниченность, излишняя внимательность к мелочам.
N (низкая оценка) –прямолинейный, наивный. Естественный, безыскусный, непосредственный, откровенный. Не рассуждает, прост, иногда бестактен, груб и неуклюж. Общительный, несдержан эмоционально. Простые вкусы. Отсутствие проницательности. Легко довольствуется тем, что есть.
Q3 (высокая оценка) –контролирующий себя, с высоким самомнением.Самолюбивый, волевой, целеустремленный, точный в выполнении социальных требований, следует своему представлению о себе (высокий контроль «Я — концепции»). Хорошо контролирует свои эмоции и поведение вообще, старается выполнить социальные требования, заботится о своей репутации. Иногда, однако, бывает упрям. Деятельные лидеры имеют высокую оценку по этому фактору.
Рисуночные тесты
Человек – определение индивидуальных особенностей личности
Психологическое настоящее (центральная часть) – амбиверсия (сбалансированность по характеристикам экстра- и интраверсии). Размер фигуры – эгоцентризм, стремление привлекать внимание к собственной персоне. Части фигуры:
Голова – ценность интеллектуального начала, рационального подхода, духовность. Приоритет данных ценностей в личности. Ощущение себя, как умного, либо стремление быть таковым.
Тело – большое тело – тенденция проявлять эмоциональный и телесный тип реагирования, недостаточное осознание своего поведения, стремление к чувственным удовольствиям. Приоритет данных ценностей в личности. Обращается внимание также на акцентирование отдельных деталей.
Ноги, стопы – фигура устойчива – личность ощущает себя стабильно, устойчивость по отношению к стрессу, позитивная самооценка.
Руки, кисти рук – руки и кисти чётко прорисованы – личность активна в установлении контактов, социальная уверенность, успешность.
Лицо – нарисовано – принятие образа Я, осознание собственной индивидуальности.
Половая принадлежность – нормативная ситуация – соответствие пола нарисованного человека полу автора.
Возраст – примерное соответствие возраста.
Человек другого пола – отражает особенности восприятия автором людей другого пола.
Фигура человека на рисунке №1 занимает большее пространство и ощущается как более значимая в социуме, чем фигура человека противоположного пола. Человек на рис.№1 воспринимается как более стабильный, уверенный в себе.
Человек под дождем — проекция поведения автора во время стрессовых ситуаций.
Количество дождя умеренное, что означает наличие проблем. Человек закрывается от дождя зонтиком, при этом на его лице отражено недовольство – это означает, что он не привык справляться со стрессовыми ситуациями и всячески старается их избежать. Однако опора присутствует, но ноги погружены в воду. Глаза не скрыты очками, что показывает на откровенность данного человека.
Семья – диагностика внутрисемейных отношений
Количество связей в семье соответствует количеству персонажей. Их четыре. Как таковых людей нет, но четко прослеживается наличие отца и матери, а также двух братьев. Пол фигур легко различим. Самой большой опорой в семье обладает отец – он занимает крайнее левое положение и занимает наибольшую площадь опоры. Мать в семье находится «под контролем» мужской половины семьи – отца с сыном. Связи в семье между поколениями не просматривается. Однако связь между родителями довольно крепкая.
Заключение:
Душа это начало возвышенное в течении жизни необходимо заботиться не о состоянии тела а о душе, т. к. она божественное.
В целом наблюдается эмоциональная стабильность.
Психика обусловлена сильным, устойчивым типом нервной системы. Общительность, активность, любовь к лидерству
гипертимичность:предприимчивостью.
от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
Интеллектуальные особенности
абстрактно мыслящий, практичный,радикализм.
Эмоционально-волевые особенности подвижный в чувствах,; приспосабливающийся, жесткий;
тревожный, заавышенное самомнение,
напряженный.
Коммуникативные свойства.
Открытость,смелость,беззаботный,наивный,подозрительный.
heapdocs.com
Психологический портрет личности: пример написания по Платонову
Как написать психологический портрет личности? Примеры на эту тему довольно разнообразные, но прежде чем их предоставить, следует вспомнить, что каждый человек обладает определенным типом нервной системы: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Доказано, что в чистом виде принадлежность к тому или иному виду нервной деятельности встречается редко. Чаще всего в одном индивидууме сочетается совокупность личностных качеств, которые могут корректироваться.
Однако основа темперамента остается постоянной величиной. Как это можно отследить на практике? Прежде чем оценить психологический портрет личности, пример написания следует сосредоточить на том, как человек ориентируется в социуме. Один идет по жизни, не отступая от четких правил, другой, напротив, креативен и прибегает к инновационным методам.
Психологи единогласны в своем мнении, что начинать следует с описания темперамента. Без этого невозможно составить психологический портрет личности. Образец любой характеристики отображает в первую очередь тип нервной системы.
Сангвиники и холерики
Каждый тип темперамента выделяется своей особенностью, поэтому к каждой личности требуется индивидуальный подход. Сангвиники — обладатели сильной нервной системы и с легкостью переживают смену психических процессов: возбуждение у них быстро сменяется торможением и наоборот. В силу этого они склонны не всегда выполнять обещанное и нуждаются в контроле.
Но их положительные черты обычно перевешивают негативные. Такие личности наделены коммуникабельностью, общительностью и оптимизмом. В большинстве случаев сангвиники – лидеры и часто занимают руководящие должности в социальной жизни.
Холерики известны своей неуравновешенной нервной системой. Процесс возбуждения у них преобладает над торможением. Холерики чувствуют потребность быть все время занятыми. Они, так же как и сангвиники, стремятся к лидерству, но зачастую слишком напористы и вспыльчивы.
Поэтому окружающие часто находят холериков агрессивными и конфликтными. Однако их энергичности и целеустремленности можно только позавидовать. Им рекомендовано реализовывать себя в социуме в качестве военных, спасателей, медиков.
Флегматики и меланхолики
В ходе исследований ученые пришли к выводу, что флегматики наделены сильным типом нервной системы. Но, в отличие от сангвиников, эти индивиды инертные. Они долго принимают решение и неспешно оценивают свои силы.
Важно не подгонять флегматиков, иначе они будут сильно раздражаться и могут бросить начатое дело. Многие считают, что эти личности часто склонны поддаваться мрачным мыслям. Но на самом деле они редко впадают в депрессию. Их положительные черты – постоянство, надежность и основательность.
Меланхолики – обладатели слабого неуравновешенного типа нервной системы.
Они очень чувствительны и склонны расстраиваться, когда на них давят и дают резкие указания. В силу своей мягкости меланхолики часто не могут дать отпор диктатору и замыкаются в себе.
Это красноречиво отражает их психологический портрет личности. Пример по писихологии показывает, что таким личностям важно осваивать профессии, связанные с общением и заботой об окружающих. Ведь отличительные черты меланхоликов – это умение сопереживать и проявлять милосердие.
Психологический портрет личности. Пример написания
Возможно, многие читатели задумаются: «Так ли важна характеристика личности на сегодняшний день?» На самом деле социальная жизнь требует от индивида реализации. Причем важно, чтобы деятельность была не только полезная и хорошо оплачиваемая, но и приносила моральное удовлетворение человеку.
Метод Платонова способен помочь современному работодателю грамотно вовлечь в процесс деятельности каждого члена коллектива. Например, ученый подчеркивает, что флегматику лучше всего работается с меланхоликом, холерику — с сангвиником. Помимо этого, Платонов выделил из структуры характера человека важные моменты:
- Отношение к труду. В этом случае оценивается трудолюбие, ответственность, инициативность человека. Главный вопрос в том, реализует ли он свой потенциал, данный ему от природы, или нет.
- Отношение к окружающим. Известно, что производственный процесс задействован на взаимоотношениях, и от того, насколько они гармоничные, зависит слаженность работы и конечный результат. Поэтому оценивается, насколько отзывчив, уважителен и гибок индивидуум в обществе.
- Отношение к самому себе. На сегодняшний день девиз «полюби себя» не теряет актуальности. Ведь личность, которая заботится о своем внешнем виде, здоровом образе жизни, не только вызывает приятные эмоции, но и способна притягивать к себе позитивные события. Именно поэтому новичку советуют уделить внимание своему внешнему виду, когда он собирается на собеседование.
Пример характеристики
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: каждый способен составить психологический портрет личности. Пример написания о себе может выглядеть так: «Основа моего темперамента – меланхолик. Я в меру трудолюбивый и ответственный. Минус – мнительность, которая мешает мне достичь успеха. Я действую согласно своему природному потенциалу и способен вырабатывать в себе уверенность с помощью психологических тренингов. Отношения в коллективе не всегда складываются благополучно. Я доброжелателен, но застенчив, с трудом отстаиваю свое мнение. К себе я довольно придирчив, во многом сомневаюсь, имею несколько вредных привычек, но пытаюсь от них избавиться».
Этот метод помогает личности преодолеть психологические барьеры, откорректировать свое поведение и многое изменить в своей жизни к лучшему. Руководитель, в свою очередь, часто ориентируется на психологический портрет личности. Образец написания обычно предполагает свободную форму, но встречаются крупные компании, в которых предусматривается служебный образец.
Как работает метод Платонова в психологии?
На самом деле описанный метод успешно применяется в области психиатрии и психологии. Ведь прежде, чем помочь человеку в решении его проблемы, специалист дает характеристику его личностным качествам.
Итак, как написать психологический портрет личности? Примеры этому достаточно разнообразные. Один из них подразумевает, кроме описания типа темперамента, еще и определение эмоциональной стороны человеческого характера. Например, специалисты рассматривают 4 типа эмоций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.
Демонстративный тип отличается своей эмоциональностью. Такие люди бурно выражают свои эмоции и часто «играют на публику». Но благодаря своей артистичности они способны хорошо понять собеседника. Поэтому, если представитель демонстративного типа обратился за помощью к специалисту с просьбой помочь ему определиться с выбором профессии, то самая удачная рекомендация для него — выбрать публичную деятельность. Или можно освоить специальность социального работника.
Педантичный тип личности склонен к нерешительности и постоянному чувству страха. Ему свойственны колебания и сомнения. Однако положительные качества — пунктуальность, рассудительность и аккуратность — берутся специалистом за основу и помогают предложить этому типу определенный метод разрешения ситуации.
Два непростых типа
Существуют ли затруднения, когда составляется психологический портрет личности? Пример написания по Платонову показывает: да, такое бывает. Например, выделяют 2 типа личности: застревающий и возбудимый. На первый взгляд они похожи.
А у некоторых индивидуумов способны переплетаться в характере. Но профессионал своего дела все же способен разобраться в этом. Например, личности застревающего типа отличаются тем, что способны долгое время не демонстрировать свои негативные эмоции. «Месть – блюдо, которое подается холодным» — выражение, которое отлично подходит к описанию их состояния. Такие индивиды обидчивые, злопамятные. В первую очередь им предлагают программы избавления от старых обид.
Возбудимый тип личности проявляется в постоянном недовольстве и раздражительности. Эти отрицательные явления приводят к тому, что индивид находится в конфликте с окружающим миром и самим собой. Что приводит к такому состоянию? Психолог тщательно проводит работу с обратившимся, пытаясь собрать по крупицам все детали жизненных событий, учитывая его темперамент, генетические особенности, социальные условия и круг знакомств.
Метод Платонова в социуме
К методу Палатонова прибегают в различных творческих шоу, политике, науке. Ведь в этой деятельности в первую очередь важен психологический портрет. Известной личности, так же как и обычному человеку, невозможно избежать подобной характеристики. В этом случае ученый Платонов предлагает рассматривать интеллектуальность и направленность человека.
То есть обладает ли он определенным талантом и сможет реализовать его, основываясь на силе воли? Помимо этого, специалистами берется во внимание умение человека управлять своими эмоциями в состоянии аффекта и контролировать настроения и чувства.
Самооценка — основа характеристики
Особое внимание специалисты уделяют самооценке индивида. Многие виды социальной деятельности делают на этом особый акцент, когда составляют психологический портрет личности. Пример написания: «Королев Иван Степанович обладает высокими математическими способностями, но самооценка низкая. Может ли он управлять коллективом? В настоящее время – нет».
Это далеко не весь перечень вопросов, которые затрагивает Константин Платонов в своих трудах. Описание личностных качеств человека зависит от обстоятельств и сферы деятельности, которая их запрашивает. Как правило, психологический портрет индивидуален и может носить конфиденциальный характер.
fb.ru
Психологический портрет личности студента
Новосибирский государственный технический университет
Кафедра педагогики и психологии
Психологический портрет личности
Автор: студент Берлогин В.С.
Группа КХ-101
Проверил: Макаренко О.В.
Новосибирск – 2012
Здравствуйте, меня зовут Владимир и это мой психологический портрет. Для начала я бы хотел рассказать вам про свою семью. Моя семья – это самое прекрасное, что есть в моей жизни! Мои родители образованные, хорошо воспитанные, имеющие в нашей жизни цель, которой они изо всех сил пытаются достигнуть. Мои родители – это те люди, которые дали мне все — образование, прекрасное воспитание, а главное жизнь. Я уважаю своих родителей, и то чем они занимаются, а занимаются они тем, что делают мою жизнь еще лучше. И им я за это очень благодарен. Также у меня есть младшая сестра. В школе она отличница, занимается различными видами искусства, также она рукодельница, и если честно она довольно таки серьезная личность в свои юные годы.
В целом, как я считаю, моя семья – это семья из разряда самых дружных и понимающих семей, всегда во всем поддерживающих и никогда не унывающих. Я очень рад, что у меня такая семья, я ее очень сильно люблю!
Сам по себе я человек добрый, отзывчивый, милый, воспитанный, образованный. Порой я бываю вспыльчив на людей, это раздражает их, а иногда и меня. Для меня самое важное это не потерять доверие к моим родным и близким людям. Я считаю это самым страшным. Поэтому я редко когда и кому – либо отказываю в помощи. Движение моей жизни – это целеустремленность. Вот есть цель, ее нужно достигать, а если ее нет, то нет и саморазвития. Также, иногда я бываю эгоистичен (сам того не замечая), а когда это реально осознаешь, то начинаю сразу исправляться, так как самому это качество не по нраву! Пройдя тест «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат» у меня получились вот такие результаты:
∑ Процесс = 6; ∑ Результат = 10; ∑ Альтруизм = 5; ∑ Эгоизм = 5
Все свои дела я стараюсь выполнять во время, не люблю задерживаться, так как потом самому не комфортно в такой атмосфере «невыполненности». Я ненавижу беспорядок, на моем рабочем месте всегда должно быть убрано, в моей комнате всегда должен быть порядок. Да я чистюля. Это же относится и к тому, что в моей голове всегда должен быть порядок, все должно быть «разложено по полочкам». Я активная личность, которая в компании близких мне людей раскрывается на полную. По тесту «Паутинка» у меня получились такие результаты:
Этот тест говорит, что я экстраверт, но я, скорее всего, соглашусь с высказыванием «скрытый» экстраверт. Да, скорее всего так и есть, потому что я раскрываюсь только иногда, когда я этого по-настоящему хочу.
Порой я очень переживаю, за свои поступки, очень долго рассуждаю над ними и чаще обвиняю сам себя, хотя знаю, что так на пользу мне не будет. И стараюсь как можно быстрее выйти из этого положения. Это наблюдается в учебе, отношениях, личных неприятностях. Также я редко проявляю свои эмоции, если даже я рад до глубины души и мне очень приятно за тот или иной поступок, который совершили для меня. Но иногда я проявляю свои эмоции в истиной мере и заставляю из-за этого радоваться остальных. И в основном они радуются за мою искренность, искренность в отношениях и эмоциях.
Я люблю помогать родителям и удивлять близких мне людей.
Моим увлечением в большей мере является КВН. Наверное, это то, что связало меня со многим в моей жизни, а именно это новые знакомства, мои друзья и конечно же моя любимая девушка. Я очень люблю готовить и даже хочу стать шеф-поваром в ресторане. Спорт – это еще одно из моих увлечений, к которым я пристрастился лет 5 назад, да и вообще я считаю спорт неотъемлемой частью своей жизни. Обожаю ходить в походы, сплавляться по рекам. Когда идешь или сплавляешься целый день до изнеможения, мечтаешь уже встать и разбить лагерь, так почти до самого глубокого вечера. Но вот она стоянка, разбиваешь палатки, ставишь тент, идешь за дровами, разводишь костер, ложишься и вот он кайф! И вот сейчас осознал, почему же я так люблю эти походы. Они очень напоминают мою жизнь, мой ритм жизни: я работаю не покладая рук, жду, когда будет результат, когда уже я доработаю до усталости, а потом полноценный заслуженный отдых.
Целью своей жизни я ставлю получить хорошее образование, устроится на достойную работу, которая приносит мне удовольствие, завести крепко любимую и дружную семью, помогать своим родителям, как они помогают мне. Я очень хочу помочь родителям в строительстве нашего собственного дома – это мечта для них. Что касается моей будущей профессии, то ее я выбрал еще в школьные годы, почему то я подумал тогда, что химия это мое. И мой выбор оказался достойным и правильным, сейчас я показываю отличные результаты по этой замечательной науке. Моя специальность предполагает такую сферу науки как нахождение альтернативных источников энергии, эта проблема актуальна в наши годы и я хотел бы этим заниматься. Но помимо этой специальности я бы хотел получить второе высшее образование по специальности управленца, я считаю сочетание двух этих профессий достойными, актуальными в наше время и, конечно же, высокооплачиваемыми.
Я расположен к общению с новыми людьми, если конечно они адекватны и по нраву мне. Потому что чаще встречаются такие личности, которые мало что из себя представляют, ну да ладно. Чаще мне комфортно находится в компании веселых, интересных ребят, которые трезво смотрят на жизнь, оценивают свои силы, не зазнаются. Если человек из себя мало, что представляет, то и разговаривать с ним не о чем. В группе я пытаюсь и стараюсь быть лучше, точно не смешиваться с толпой. Чаще работаю сам на себя, во всем разбираясь. Этому есть подтверждение мой еще один пройденный тест «Типы взаимодействия в группе», результаты теста:
∑ Демонстрант = 7; ∑ Конформист = 7; ∑ Индивидуалист = 10;
∑ Коллективист = 4. А также тест «Моё восприятие группы»: ∑ Индивидуалист = 8; ∑ Прагматический тип = 1; ∑ Коллективистический тип = 5.
Люди воспринимают меня как доброго и отзывчивого человека, они всегда знают, что на меня можно положиться. Порой меня просят о помощи, боясь нарушить мой собственный график работы, если я отказываю, то всегда поймут. Тест на «Личную интерактивность» выдал мне такие результаты: ∑ Взаимопознание = 21; ∑ Взаимопонимание = 21; ∑ Взаимовлияние = 19; ∑ Социальная автономность = 22; ∑ Социальная адаптивность = 18; ∑ Социальная активность = 21.
В подведении итогов к своей личности я бы хотел сказать, что я личность многогранная, мне это говорят чуть ли ни с самого рождения. Я сам это понимаю, становясь взрослее, понимаю, что без своей многогранности личности, мобильности в обществе, слаженности и расстановки «по полочкам» в действиях, я бы мало с чем справился и справлялся бы сейчас. Поэтому я стараюсь как можно больше развиваться, развиваться во всем.
Этот портрет мне было писать довольно таки легко, так как я часто сам себя анализирую, а тут довелось исполнить это на листе.
vunivere.ru
Психологический портрет личности — Психология
Цель: составить психологический портрет личности.
Гипотеза: Девушка общительная, умная, не пунктуальная, спокойная, немного не уверенная в себе, скромная, с организаторскими способностями.
Задачи: Провести серию тестов на одном испытуемом, заинтересованном в самоисследовании.
Анамнез: Девушка 23 лет, профессия юрист, работает менеджером по продажам. Увлекается путешествиями по России – старинными городами. Дополнительно работает как фотограф. Семья полная. Единственная дочь у родителей. С родителями отношения хорошие. Живет отдельно с гражданским мужем.
Поведенчиский портрет: Строит из себя утонченную любящую всех девушку. Одевается просто, но со вкусом. Она общительна, в компании инициативна, ограничена узким кругом друзей. Немного сутулиться, что может отражать некоторую неуверенность в себе. Часто улыбается, радуется происходящим вокруг нее событиям. Жестикуляция слабая. Говорит умеренно, тактично, грамотно. Высокий уровень эрудиции. К другим относиться на равных.
Результаты тестов:
- ЭАТ:
1. В такой ситуации …, вы сами понимаете, повышение заработной платы не возможно.
2. Легче всего …бросить сложное дело, чем довести его до конца
3. Несмотря на то, что …обещали дождливую погоду мы поехали на роликах
4. Чем дольше …тянуть с походом к врачу, тем сильнее можно запустить болезнь.
5. По сравнению с …парадом фейерверков, салют на 9 мая выглядел слабо и некрасочно.
6. Каждый …, кто хочет преуспеть в жизни, должен получить высшее образование.
7. Жаль, что …Вы не смогли приехать, мы приятнейшим образом провели время.
8. В результате …извержения вулкана в Исландии, многие европейские аэропорты были закрыты.
9. Если …посадить цветок в неподходящий грунт, то можно его загубить
10. Несколько лет тому назад …мы ездили отдыхать в пансионат на все лето
11. Самое важное то, что …нужно заниматься тем, что нравится, а не тем только за что хорошо платят.
12. Только …неделю назад я узнала, что моя подруга выходит замуж
13. На самом деле …никто точно не знает, что было на самом деле
14. Настоящая проблема в том, что …надо учесть все интересы, а они порой очень противоречивы.
15. Неправда, что …нельзя есть после 18.00
16. Придет такой день, когда …когда люди перестанут стареть
17. Самое большое …на свете счастье это быть любимым
18. Никогда … не решусь прыгнуть с парашютом
19. В то, что …это действительно так сложно поверить
20. Вряд ли возможно, что …есть другие люди в нашей галактике.
21. Главное в том, что …за нас все уже решено
22. Иногда …когда хорошая погода, так и хочется стать птицей и летать
23. Лет так через двенадцать …мне будет 35 лет =)
24. В прошлом …работа была у людей менее бессмысленная
25. Дело в том, что …летом отключают горячую воду и придется ходить мыться в гости.
26. В настоящее время …я абсолютно счастлива
27. Самое лучшее …что можно подарить это букет любимых цветов
28. Принимая во внимание …последние обстоятельства, я объявляю каникулы до конца лета.
29. Если бы не …случай, мы могли бы погибнуть
30. Всегда …необходимо брать с собой зонтик
31. Возможность…может быть легко упущена
32. В случае …непредвиденных ситуаций надо сразу громко кричать
33. Обычно …каждый день похож на предыдущий
34. Если бы даже …мне повысили зарплату, я бы все равно уволилась
35. До сих пор …не могу решиться на ответственный шаг
36. Условие для …этого сейчас самые благоприятные
37. Более всего …прекрасна Исландия летом, во время полярного дня
38. Насчет …твоего предложения, хочу сказать что ничего не выйдет
39. С недавнего времени …мне стало легче вставать по утрам
40. Только с тех пор …как я живу отдельно от родителей, я научилась вкусно готовить.
Показал результат 11, что характеризует средневыраженную эгоцентричность.
- КОТ:
За 15 минут девушка ответила на 26 вопросов, из которых на 23 верно. Это характеризует уровень способностей студента технического вуза.
- Айзенк EPI:
Экстраверсия 13, нейротизм 6, ложь 3.
Экстраверсия посередине – амбиверт. Нейротизм низкий. Информации можно верить.
- МИС:
- Открытость — 9
- Самоуверенность — 7
- Саморуководство — 5
- Отраженное самоотношение — 7
- Самоценность — 9
- Самопринятие — 5
- Самопривязанность — 7
- Внутр. Конфликтность — 3
- Самообвинение — 0
- УСК:
1,3,5 = 4; 2 = 7; 4 = 5; 6 = 8; 7 = 2;
- Самоописание
Я добрая, я всегда готова всем помочь. Я умная, читаю много книжек и хожу на разные курсы. Мне нравится учиться и приобретать навыки, которые мне могут пригодиться в жизни. Я люблю приносить людям пользу, поэтому хочу чтобы моя работа была с этим связана. Обычно я открытый, веселый человек, который с радостью пообщается как со знакомыми, так и с незнакомыми. Но в то же время я не решусь сама лезть к кому-то с разговорами, просьбами и своими проблемами, чтобы зря не беспокоить. Ко всем окружающим я настроена дружелюбно, пока они не сделали мне ничего плохого. И даже если сделали я довольно быстро прощаю. Меня неприятно удивляет хамство незнакомых людей, которым я ничего плохого не сделала. Таких я стараюсь избегать. Не люблю в людях еще необразованность, какую-то обыденность. Я считаю что жизнь это движение и мы постоянно меняемся. И если человек стоит на месте и не развивается, то он просто тратит время зря. Если кто-то из моих друзей при этом пытается и меня заставить стоять на месте, то к сожалению я выберу дальнейшее развитие, а не друга.
Я серьезно отношусь к жизни и думаю о своем будущем, но при этом я считаю что что-то планировать бесполезно, потому что еще много что может измениться.
Я не люблю ждать и поэтому опаздываю.
- Психогеометрический тест
1 Квадрат
2 Треугольник
3 Круг
4 Зигзаг
5 Прямоугольник
- РНЖ
- MMPI
Анализ результатов:
- Личностные черты:
По Айзенку амбивертность, пониженный нейротизм. По РНЖ небольшая склонность к интроверсии, присутствует тревожность в общении. Уживчивость, выраженная в отзывчивости, прямоте и доверчивости выражена высоко, но шкала лжи в тестах находится на грани нормы. Это может быть связанно с профессиональной деятельностью. Прямота и отзывчивость ярко выражаются на тесте РНЖ. Также высокий бал открытости показывает МИС. Так же испытуемая подчеркивает эти качества в самоописании, для нее это важно. Положительную добросовестность хорошо отражает психогеометрический тест. Так как испытуемая квадрат, а затем треугольник – она компетентна в своей деятельности, любит порядок и обладает развитой самодисциплиной. Открытость опыту выражена средне. РНЖ показывает заинтересованность информацией в виде больших открытых ушей, но в самом животном ничего нового и неординарного нету.
- Самоотношение
Самоотношение по МИС находится на хорошем среднем уровне, испытуемая ценит себя высоко, уверенна в себе, средне принимает себя и управляет собой. Также положительное отношение к себе показывает РНЖ.
- Эмоционально-мотивационная сфера
РНЖ показывает, что испытуемая позитивно настроенная,радуется жизни. Присутствует небольшая эмоциональная незрелость. Мотивы испытуемой направлены на преукрашение себя и одобрение окружающими. Это показывает РНЖ – излишней позитивностью и доброжелательностью. И MMPI – пик на 3ей шкале. Пик на 9ой шкале говорит нам о желании испытуемой больше находиться в позитиве.
- Регуляция
Как показывает УСК – общий локус контроля имеет экстернальный характер, то есть испытуемой свойственно больше приписывать внешним событиям и считать, что мало что от нее зависит. В области достижений испытуемой свойственно приписывать достижения себе, а неудачи внешнему миру – это положительно стимулирует развитие личности. В семейной жизни испытуемая считает, что 50% зависит от нее самой и 50% от ее партнера. Трудовые отношения показывают зависимость от начальства и коллектива, что неоднократно испытуемая сообщала в жизни. В межличностных отношениях все зависит от испытуемой, что подчеркивают и остальные тесты, так как взаимодействия с людьми направлены на то, что бы показать и продемонстрировать себя. Здоровье отдает полностью в третьи руки и считает, что здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. По МИС регулировать себя умеет на среднем уровне, то есть иногда получается, а иногда нет.
- Интеллектуализация показала, что развитие осталось на уровне вуза и соответствует ее рабочему месту.
- Эгоцентризм
Выражен средне. Об этом говорит нам положение анфас животного РНЖ и ЭАТ, давший средний бал. Также в самоописании акцентируется внимание на свои притязания к окружающим.
- Общение.
Пик на 3 шкале MMPI, говорит нам о демонстративности поведения на публику. В сочетании с пиком 5 и 9 дает повышенную эмоциональность и желание доминировать и управлять. Так же о истеричности личности свидетельствует РНЖ своей красотой и привлекательностью, а так же дружелюбностью и доброжелательностью. Самоописанием описаны только позитивные свои стороны, а негативные превращены в позитивные, что так же говорит об истеричности и желании быть одобренной другими. MMPI и Айзенк показывают внутреннюю расслабленность и высокий показатель требовательности в соблюдении норм и правил.
Выводы:
Некоторые тесты дают противоречивые результаты друг с другом. Но основной направленностью личности является ее истерический тип. Экстраверсия и интроверсия уравновешивают друг друга, но ближе к интроверсии. Испытуемый внутренне спокоен, не смотря на черезмерную приверженность нормам и правилам. Однако любит опаздывать в следствие развитого эгоцентризма. Стремиться выразить себя всеми возможными способами и быть довольной собой. Центр ее мира – это она сама, она ценит себя, трепетно к себе относится, уверенна в себе, думает, что восхищения собой людьми добилась сама, а все остальное дело случая и других людей. Так как регуляция развита не сильно возможны эмоциональные срывы и перепады настроения в плохое. Так как настроение хочет всегда поддерживать развлечениями.
www.dgr.ru